Виртуальный проект "Кударинская школа в годы ВОВ"

Из истории школы

03.05.2020

     История Кударинской школы берёт своё начало с зимы 1925 года. Первым учителем был Жимба Дансарунов, житель села Тайша–Хото, что было расположено ниже нынешнего села Ивановки, по течению речки Кударинки. Преподавание велось на старомонгольском языке. Первыми учениками были Ханда Цыбикова, Бадма Гомбожапович Цыбиков, Дарма Бадмацыренович Тубденов, Гарма – Цырен Очиржапович Цыдыпов, Самбу Дансарунович Жигжитов.

     В 1927-28 учебном году учительствовал Цыретор Тогочеевич Дайнзанов, уроженец села Кудара-Сомон. Со второго полугодия в связи с увеличением учащихся школа расширилась, было образовано две группы. С младшей группой занимался Цыретор Тогочеевич, а со старшими детьми работал Филипп Матханович Гаханов, впоследствии преподаватель БГПИ.

     В 1929-30 учебном году ввели четырёхлетнее обучение. Построили новое здание школы  по улице Ранжурова. Школа стала называться РОШ (районная опорная школа). В этом же году в село прибыли новые кадры учителей. Среди них - Геннадий Владимирович Дагуров, впоследствии стал одним из основателей Бурятской писательской организации, доктором филологии, профессором Коломенского педагогического института. Заведующим школой в это время являлся  Нима Буянтуев, уроженец села Харлун Бичурского района.

     В 1934-35 учебном году Кударинская школа была реорганизована в школу крестьянской молодёжи (ШКМ), где обучение велось по пятиклассному циклу. Директором был назначен Ширетор Андреевич Шагдарон, уроженец Баргузинского района. Затем Ширетора Андреевича сменил Фёдор Ильич Балдаев, преподававший русский язык и литературу. С 1935-1936 учебного года ШКМ была переименована в НСШ (неполную среднюю школу).

Кударинская школа в годы Великой Отечественной войны

03.05.2020

       В 1941 году фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Война и дети… трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят.

      Всюду солнечное утро 22 июня 1941 года предвещало новый радостный день летних каникул.  Затрубили тревожно горны: «Война». Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам.

      Война ворвалась в судьбы словно буря, и не в человеческих силах было в одно мгновение остановить или повернуть ее вспять. Неизбежность трагедии пришлось принять и жить дальше по мере возможностей и по воле судьбы, выпавшей на долю каждому. Страна переживала величайшую трагедию, и от любого ее гражданина требовалось лишь терпеть и делать всё, что от него зависело, выполнять свой долг, как бы трудно и больно не было. Из этого терпения и сосредоточенной упорной работы по крупицам складывалась общая победа. Не стали исключением и учителя.

Подвиг учителя.

03.05.2020

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. На фронт ушли и наши педагоги.  Хотелось бы рассказать о них. Это директор школы 1938-39 учебного года Василий Данилович Баганников.  Родился  Василий Данилович в улусе Шаралдай Боханского района Иркутской области. Окончил Ленинградский педагогический институт. С 1935 года работал преподавателем Ульзытуйской и Кударинской школ Кяхтинского района. В 1938 году был назначен директором Кударинской семилетней школы. Принимал участие в строительстве здания школы, в котором  впоследствии размещался Дом пионеров. Его жена Елизавета Гавриловна Елаева работала учителем начальных классов.

      Кадровым офицером ушёл с начала войны в действующую армию, воевал на Центральном фронте, командовал батальоном. Его подразделение 5-го июля 1943 года приняло первый удар перешедших в наступление немцев на Курской дуге. Сам гвардии майор Баганников умело руководил действиями взводов и отделений, личным мужеством вдохновлял солдат на ратные подвиги. За взятие батальоном ряда укреплённых немцами населённых пунктов и личное мужество в Курско–Орловском сражении комбат, гвардии майор Баганников был награждён орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны» I степени. В ходе контрнаступления 15 июля 1943 года Василий Данилович героически погиб. Коммунист с 1935 года  до конца исполнил свой сыновний долг перед  Родиной

Учителя школы в годы войны

03.05.2020

В 1942 г. директором школы  работал Пурба Бадмаевич Мушанов, который проработал до 1943 г.  Учителем начальных классов работала жена Баганникова Василия Даниловича Елаева Елизавета Гавриловна. Вместе со всеми трудящимися  учителя и учащиеся школ нашей страны неустанно крепили тыл, своим  самоотверженным  трудом оказывали помощь  Советской Армии. В декабре 1943 г. образовался Кударинский район с центром в селе Кудара–Сомон. На территории  Совета функционировала семилетняя бурятская школа.  Директором работал Ринчин Дулмажапович Бадмаев, учитель истории по образованию. Затем директором работала Мария Раднатаровна Будаева, учительница начальных классов. Вместе с учащимися на колхозных полях работали и учителя. Руководя ученическими бригадами, непосредственно включаясь в сельскохозяйственную работу, они оказывали огромную помощь колхозам, особенно в период уборочных работ. Уроки во время войны не прекращались, детей  между уроками кормили горячей пищей, давали пайку хлеба. Писали дети на газетах между строк, так как не было тетрадей, чернила готовили сами, из сажи, после занятий дети с учителями собирали колоски, вязали тёплые вещи для фронта, выращивали табак для солдат. Уроки во время войны не прекращались. 

      Много лет назад в наше село приехала работать и проработала всю жизнь учителем русского языка и литературы Нина Васильевна Чебунина. Родом она из Курской области, там она выросла, там она оказалась очевидцем Великой Отечественной войны.  Прежде чем начать рассказ, она долго сидела задумавшись: «Давно это было, но как все живо в памяти моей. Война…Она неожиданно ворвалась в жизнь страны в 1941 году. Я хорошо помню этот день – день 22 июня. Я училась в педагогическом институте. В этот день у нас были спортивные соревнования за городом. Проходили они весело, погода стояла прекрасная. А когда мы вернулись в общежитие, то увидели, что все студенты  стоят в вестибюле, около радио и напряженно слушают   речь Сталина. Так началась война. Жизнь пошла по-другому. Была пора экзаменов. Мы, студенты, шли с зачетками сдавать экзамены, а наши преподаватели, уже в шинелях, махали нам руками, садясь в военные машины. Они уезжали на фронт. А вскоре, в здании нашего института открыли госпиталь, институт эвакуировали на Урал». Нина Васильевна не уехала с институтом, потому что не могла оставить мать и младшую сестру. Они жили в селе под Курском. Со своими подругами и ровесниками Нина Васильевна рыла окопы и траншеи, они расчищали от снега дороги и площадки, ухаживали за ранеными. А потом началась оккупация. Нина Васильевна не стала  рассказывать о бесчинствах оккупантов. Она тоже была на полях сражений Курско-Орловской дуги, хотя и не надевала шинели. С девчонками она возила хлеб фронту. Она вспоминает такой случай: «впряглись они в телегу вместо лошади и везли хлеб. Навстречу шел солдат. Командир остановил солдат, девушки тоже остановились. Командир сказал: «Ничто и никто не заставит вас больше вместо лошадей таскать телегу. За это мы воюем». Хлеб они довезли. Так Нина Васильевна приближала победу.

       Воспитанники школы и коллектив учителей проявили настоящий патриотизм в годы Великой Отечественной войны. Внесли свой посильный вклад в дело независимости нашего  государства. 

Учителя-фронтовики.

03.05.2020

      На фронтах Великой Отечественной войны сражались и будущие учителя нашей школы, такие как  Семён Забанович Архинчеев, Даши Зундуевич Будаев, Сергей Эрдэнжапович Раднаев.

      Даши Зундуевич родился 5 марта 1922 года в улусе Верхний Гуджертуй Троицкосавского уезда в семье забайкальских казаков. С 1934 по 1937 года учился в школе крестьянской молодежи в селе Кудара-Сомон. С 1938 по 1941 года – в   Кяхтинском педагогическом училище.  В 1941 году поступил учиться в Улан-Удэнский учительский институт, однако учебу прервала война. Ожидая призыва, в декабре 1941 года начал педагогическую деятельность учителем математики Кударинской семилетней школы.

 В марте 1942 года был  призван в Красную Армию. Боевую подготовку прошел в только что сформированной 321-й стрелковой дивизии. В конце июля 1942 года дивизия участвовала в оборонительных боях под Сталинградом, в составе которой в должности заместителя политрука батареи 76 миллиметровых пушек воевал Даши Зундуевич. За ратные подвиги награжден медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда».     В ноябре 1942 года во время боя был тяжело ранен, ему ампутировали  ногу. Почти год находился в госпиталях. После демобилизации в декабре 1943 года вернулся домой и 38 лет проработал учителем физики и математики в Кударинской школе. За многолетний труд удостоен значка «Отличник народного просвещения». Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1959 года за заслуги в развитии народного образования ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1972 году награжден значком «Отличник просвещения СССР».Хочу такой сайт

      Сергея Эрдэнжаповича Раднаева   на действительную службу призвали в 1940 году. Служил он на Дальнем Востоке. В 1941 году учился в городе Ворошилов-Уссурийске.  Воевал на 2-ом Украинском фронте с 1942 по 1944 года.  С 1944 по 1945 года служил в Москве, в отдельной Инженерно-строительной бригаде.  После демобилизации в 1945 году вернулся в родное село и начал работать учителем трудового обучения  в Кударинской школе.

      За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями.

      Семен Забанович родился в 1923 году. Учился в Боханском педагогическом училище Иркутской области. Был призван в ряды Советской Армии и воевал на фронтах Великой Отечественной войны с 1942 по 1947 годы.

  В 1957 году с отличием окончил исторический факультет в БГПИ. Работал в Кударинской средней школе преподавателем истории. В 1959-1960 учебном году был назначен директором Кударинской школы. Затем работал директором школы в поселке Наушки. В разные годы работал заведующим аймоно, директором восьмилетней школы и директором школы №1 в городе Кяхта.

  Семен Забанович награжден медалью «За боевые заслуги» и почетными грамотами Районо и Министерством народного образования Республики Бурятия.

  Таким образом, наши учителя  достойно  защищали нашу Родину, проявляя мужество и героизм на полях сражений

Вклад Кударинской школы в победу над фашизмом.

03.05.2020

  Вместе со всеми трудящимися  учителя и учащиеся школ нашей страны неустанно крепили  тыл,   своим  самоотверженным  трудом оказывали помощь  Советской Армии. В декабре 1943 года образовался Кударинский район с центром село Кудара–Сомон. На территории  Совета функционировала семилетняя бурятская школа. И наша школа как могла,  вносила свой вклад в день Победы, помогая фронту. Об этом свидетельствуют воспоминания ученика военных лет Дамбо Очировича Бамбаева: «В школу  пошёл в 1936 году, обучение велось на бурятском языке. Поэтому детей из соседних русских деревень не было. В 4 класс приезжали дети из соседних бурятских деревень, классы были небольшими. После уроков в основном помогали родителям дома и в колхозе. Было очень тяжело. В каждой семье было в основном по одной корове, баран тоже было немного, кур в нашем селе не держали.  Яйца выменивали в соседних  русских сёлах. Но были твёрдые нормы заготовки шерсти, яиц, молока. Дома оставались «крохи». Зерно собирали вручную, подростки вязали снопы и на конях возили на зерноток. Единственный транспорт - лошадь, с ее помощью и молотили зерно. В «горячую пору» дети с родителями жили на станах, прямо в поле. Дома хозяйничали  старые и малые. Остались в памяти общественные обеды, где еда казалась вкусной и сытной. Пионеры и комсомольцы создавали ученические бригады, которые соревновались между собой, особенно в период уборочных работ. Учителя и ученики часто перевыполняли норму выработки, доводя её до двух и более трудодней. Вся работа производилась вручную, на пахоту запрягали коров и быков. Усердно трудились учащиеся по сбору колосьев, и очистке сенокосных угодий. В 1942 году не остались в стороне, когда по всей Восточной Сибири прокатилось движение учащихся по сбору средств на постройку танковых колонн. Принимали участие в организации  посылок бойцам Советской Армии. Также при школе существовало тимуровское движение. Основная цель – оказывать помощь семьям военнослужащих и лиц, отдающих большую часть времени производству. Организовывали уход за маленькими детьми, выполняли домашние работы и при всём при этом старались хорошо учиться».

Вот, что вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, Будаев Даши Зундуевич:   «Советские дети - подлинные патриоты, они служили Родине, мечтали о героических подвигах. Первейшим долгом ученика во время войны было прилежно учиться, овладеть прочными знаниями. Вот какую мысль нужно было довести до сознания каждого учащегося, сделать законом поведения всего детского коллектива. Учителя отдавали все силы воспитанию в школьниках чувства пламенного советского патриотизма, воспитанию ненависти к фашизму. Война требовала квалифицированных кадров, владеющих культурой, достижениями научной и технической мысли».

Таким образом, мы видим, что наши учителя, воспитанники нашей школы с честью выполняли свой долг перед Родиной не только на полях сражений, но и совершали трудовые подвиги. Фронт и тыл в это трудное для нашей страны время были едины. 

Первый послевоенный выпуск.

03.05.2020

Тяжёлые годы лишений, тягот и героического труда не сломили воспитанников Кударинской средней школы. Они выросли целеустремлёнными, и многие добились  успехов в жизни. Подтверждением этих слов, служит первый выпуск Кударинской смешанной средней школы. В нём было восемь выпускников:

      Жамбал Раднаев закончил Ачинское авиационное училище, затем Киевскую военную академию, авиатор, полковник.

       Владлен Михайлович Даров, кандидат исторических наук, преподавал в Московском Политехническом институте. 

        Иванова Луиза, доктор наук, декан кафедры философии МГУ. 

        Михаил Ерофеевич Зимирёв, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Кемеровского НИИСХ.

         Даши Ринчинович Гумпылов окончил  БГПИ, работал директором Шарогольской средней школы. 

         Доржи Бадмаевич Мушанов, работал преподавателем истории КПСС Бурятского Сельхозинститута. 

        Агафонова Людмила и Антонина Семёновна Тарабукина после окончания педагогического института работали учителями. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».